Антенны EU7A (продолжение)

IMG_0749В прошлом году успешно, но с большими затраченными усилиями (описано в предыдущей статье) установил антенну на мачту выполненную из трубы диаметром 57мм. Условия на крыше не позволяли делать это иначе как монтируя ее сверху. Учитывая, что рано или поздно придет время, когда понадобится проводить профилактику антенне задумался над тем, что надо придумать другой способ опускать и поднимать ее.

Первой мыслью была – поставить «телескоп», но проведя мониторинг тех конструкций, которые часто встречаются у нас и их характеристики, понял, что данный вариант для меня не подходит (вес антенны, узла вращения, ветровые характеристики, год от года увеличение количества ураганов). Идею ставить мачту типа «Унжа» также сразу отбросил в виду ее громоздкости.

Андрей, RG4F посоветовал обратить внимание на изделие российской компании R-Quad – мачту МАРС.

При первом рассмотрении идея понравилась и я заинтересовался версией МАРС-2 как более легкой и вроде как обеспечивающей поддержку моей антенной конструкции. Но все же были сомнения для принятия решения, так как ее максимальные характеристики были приближены к моим реальным. А опыт подсказывает, что необходим «запас прочности». Для себя решил поискать пользователей, кто имеет такую мачту. В этом мне неоценимую помощь оказал Павел, UA3DPM.

Павел имел опыт монтажа и эксплуатации как МАРС-2, так и МАРС-3 и его «вердикт» для моего случая был – только МАРС-3. С этого и начался процесс принятия решения, разработки логистики получения этой мачты, способа монтажа антенны на ней. Сразу стал вопрос крепления поворотного устройства. На предыдущей мачте я использовал устройство RM-50 от R-Quad, которое меня вполне устраивало, при том способе монтажа антенны, который я использовал. В данном случае я ставил задачу максимально возможно использовать только собственные силы для обслуживания антенны, без привлечения посторонней помощи и поэтому вся конструкция должны бать таковой, чтобы справляться самому. В этом мне также помог Павел, UA3DPM, который посоветовал сделать аналогичный как у него узел:

Изображение 053

Весной связался с представителем R-Quad и обговорил условия покупки мачты. Здесь следует отметить, что они приняли достаточно гибкое решение по оплате, что мне позволяло приехать за мачтой в выходной день. И вот мачта дома, в гараже:
Фото0103

Стал вопрос изготовления «корзины» для размещения двигателя и опорного подшипника. Были определены размеры, изготовлены чертежи, закуплены некоторые материалы и отданы в работу. Вот что получилось в итоге:

 

Фото0118Фото0121

И после покраски:

Фото0122

Для новой мачты были рассчитаны и изготовлены растяжки для верхнего яруса, имея в виду, что для двух других ярусов будут использоваться растяжки от старой мачты.

Когда все было готово, был назначен день с учетом погоды, приглашены для помощи коллеги (необходимо было демонтировать старую мачту и впервые смонтировать новую). Собралась прежняя команда: EU7SD, EW7BR, EW7AK, EU7A.

Перед началом работ (EW7AK за кадром):

IMG_3705

Первым делом была задача демонтировать антенну со старой мачты.

 IMG_3702IMG_3708

Способ, который был принят для опускания антенны (в отличие от подъема) заключался в следующем: в трубостойку, на которой крепилась антенна вставляется труба меньшего диаметра, на конце которой установлен ролик. Через него перебрасывается веревка, которая крепилась к антенне в двух местах. Тем самым исключался крен антенны в плоскости «бума». По мере опускания перебрасывались мешающие растяжки.

IMG_3720IMG_3729

 

 IMG_3732

И вот антенна уже лежит на краю крыши. Без потерь не обошлось (немного повреждена изоляция кабеля управления антенной. Но имея достаточный запас и учитывая место повреждения на расстоянии всего одного метра от точки питания – был просто вырезан этот кусок. В следующий раз надо будет смотреть более внимательно.

 IMG_3733

Следующий этап – опускание старой мачты. Здесь все было сделано достаточно быстро с помощью «стрелы».

 IMG_3736IMG_3739

После чего необходимо было расчистить площадку для новой мачты. Основание, на которое должна была крепиться новая мачта мы оставили прежнее (металлическая конструкция из двух спаренных швеллеров на двух диэлектрических ковриках):

IMG_3742на которое был установлен станок мачты с лебедкой и кареткой. Тем временем окончательно готовилась «корзина» для двигателя:

IMG_3744IMG_3745

 

IMG_3767IMG_3768

Следующий этап – монтаж первых двух труб и «корзины» с повороткой. Первые две трубы вставлялись вручную без использования каретки. Длина одного колена – 2м. При этом первое колено было такой высоты вместе с «корзиной».

 IMG_3777IMG_3773

И далее монтаж самой антенны точно таким же способом как и ее снятие – через ролик:

IMG_3781

Потом крепление кабелей…

IMG_3787

К тому времени уже начались сгущаться тучи, вдалеке уже шла гроза и в скорости пошел дождь. В связи с этим удалось поднять антенну только на 4 колена (8м). Причем до данной высоты не пришлось использовать растяжки – конструкция устойчиво стояла под своим весом (станок был установлен по уровню). На этом работа и закончилась.

На слудующий день уже в одиночестве было поднято еще одно колено и закончена вся работа, что и подтвердило возможность работы с данной мачтой парой рук, без помощников, т.е. главна цель была достигнута.

Вот он результат работы (мачта стоит вертикально, такой ракурс съемки):

Фото0130

 

Огромное спасибо Александру, EU7SD (верховые работы), Сергею, EW7AK (кроме работы по установке и съемка процесса) и Владимиру, EW7BR за огромную помощь в реализации данного проекта.

73, Андрей, EU7A